Магазин доставки на дом


Список всех товаров


Поиск




Забыли пароль?
Показать корзину
Ваша корзина пуста.
Главная arrow Статьи arrow СТОП - плоскостопие
СТОП - плоскостопие Печать E-mail

Как уже отмечалось в предыдущих статьях, для профилактики и лечения плоскостопия важен весь комплекс мероприятий: профессиональный массаж, правильное питание (при необходимости дополненное специальным комплексом витаминов), ношение специальной обуви с супинатором, каблуком и высоким жестким задником, а также немаловажную роль имеет физическое развитие ребенка. Наша сегодняшняя статья посвящена именно физическому развитию ребенка.

Из всех видов спорта для профилактики и лечения плоскостопия лучше всего подходит плавание, когда мышцы стопы работают особенно эффективно. При этом малыш должен активно работать в воде именно ножками. Но на пути регулярных и частых занятий появляются финансовые трудности (бассейн – не дешевое удовольствие), территориальная удаленность детских бассейнов от дома, отсутствие гарантий чистоты бассейнов и прочее…  

Очень полезны также занятия танцами и любой детский фитнес. Но отдавая ребенка на занятия или спортивную секцию, позаботьтесь о том, чтобы комплекс занятий соответствовал возрасту, весу и росту малыша. Для этого поговорите с педиатром и врачом по лечебной гимнастике (ЛФК). Постоянные перегрузки могут стать причиной серьезных проблем. Если у ребенка плоскостопие ему до выздоровления не стоит заниматься ритмической гимнастикой, бегом и прыжками. При плоскостопии малышу трудно смягчить удары при приземлении на пол, они приходятся на стопу и отдаются в позвоночнике. Это может привести к серьезным травмам скелета. Но водить малыша в какую-либо секцию тоже могут не все родители: обычно занятия проходят в рабочее время и для работающих родителей этот вариант тоже не подходит.

Конечно, организовать занятия дома на первый взгляд тоже не просто. Но ведь Вам совсем не обязательно выделять для занятий определенное время и выполнять весь комплекс упражнений одновременно. Главное превратить все занятия в игру, интересную для ребенка, и делать все упражнения вместе.

Оборудование потребуется следующее: массажные мячи - жёсткий маленький и мягкий (размером побольше), а так же массажный коврик и/или массажный валик, гимнастические мячи диаметром 26 см., ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочная лестница, обруч, скакалка, гимнастическая палка, велосипед, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, и по возможности другие специальные тренажеры.

Далее мы приведем не просто комплекс упражнений, но и опишем в какой игровой форме их можно преподнести ребенку. Все испытано на практике и очень нравится нашей дочке.

 1. Научите малыша в течение всего дня периодически ходить по комнатам то на носочках, то на пяточках, то на внешней стороне стопы (как мишка косолапый), с приподнятыми пальцами и с поджатыми пальцами. Избирайте при этом различный темп: начинать нужно с медленного, а затем переходить к более быстрому. Мы ходим так в те периоды, когда ножки «отдыхают» от обуви, перед сном, сразу после сна, после прогулки. Когда ходим на носочках, изображаем лисичку, когда ходим на пяточках – черепаху, когда на внешней стороне стопы – мишку.

2. Посадите малыша на стул или на пол и попросите попеременно сгибать и разгибать пальцы на ногах и вращать ступнями. Мы при этом играем в «кошки-мышки» и задействуем еще и пальчики на руках. Пока «кошка» спит,  пальчики («мышки») «бегают», т.е. перебираем (двигаем) по очереди всеми пальчиками, как будто играем на пианино, вращаем ступнями и кистями рук. Как только «кошка» проснулась – все пальчики прячутся: на руках пальчики зажимаем в кулачок, на ногах пальчики тоже зажимаем как бы в кулачок. Так играем раз пять. Можно и дольше, главное остановиться раньше, чем надоест малышу.

3. Положите на пол тонкий лист бумаги, желательно громко шуршащую. Пусть кроха хорошенько помнет ее босыми ножками, а потом пальцами ноги поднимет с пола. Подобное упражнение можно делать с куском ткани. Малыш садиться на пол и перед ним кладется длинный кусок ткани, на противоположный конец которого ставится тяжелая игрушка. Задача ребенка – только пальчиками перебирая ткань придвинуть к себе игрушку.

4. Можно научить малыша с помощью ног поднимать с пола предметы разных размеров: карандаши, резиновые игрушки, детали конструктора. Начинайте с больших предметов и постепенно переходите к совсем маленьким. Сначала пусть ребенок выполняет это упражнение, сидя на стуле или на полу, одновременно двумя ногами. Затем постепенно усложняйте задачу — пусть поднимает предметы стоя, пальцами одной ноги. Лучше всего устроить соревнования: кто быстрее соберет игрушки в какой-нибудь контейнер. При этом контейнер должен быть не высоким, чтобы малышу было удобно ногами класть в него игрушки. Такое упражнение можно выполнять, когда после очередных игр нужно убрать игрушки. Еще полезно насыпать в коробку из-под женских зимних сапог крупную и мелкую фасоль (не забудьте ее предварительно промыть и просушить) и топтать ножками в такой коробке. Когда малыш привыкнет стоять на фасоли, можно прятать среди фасоли мелкие игрушки, чтобы малыш только при помощи стоп искал и доставал игрушки. Если же ребенок захочет поиграть среди фасоли ручками – не препятствуйте этому, такое занятие тоже очень полезно для развития мелкой моторики, только пусть ребенок ищет мелкие игрушки с закрытыми глазами и пытается отгадать, что за игрушку он нашел.

5. Мостик. Подберите не очень широкую деревянную досточку. Важно, чтобы она была гладкой, чтобы малыш не повредил босые ножки. Ширина доски должна подбираться с учетом возраста ребенка – малыш должен без поддержки ходить по ней, сохраняя равновесие. Положите досточку на пол, и пусть, кроха ходит по ней, как по мостику через широкую и бурную горную реку. Затем подложите под края доски с двух сторон несколько книг (лучше начинать с одной-двух) и попросите его пройти по ней. Когда малыш освоит ходьбу по приподнятой доске, потихоньку усложняйте упражнение и поднимайте только один конец доски, образуя горку. Пусть ребенок, ни на что не опираясь, забирается на нее и спускается.

6. Колобок. Ребенка посадите на пол и положите на пол мяч (колобок) и попросите ребенка покатать его сначала одной ногой, а затем другой. Маленьким деткам такое упражнение под силу выполнять только двумя ножками. Желательно при выполнении этого упражнения чередовать мячики разной формы (от совсем маленьких шариков до больших надувных мячей). Покатав колобка, его можно без помощи рук, только ногами положить в печь (переложить мяч в сторону справа или слева от себя), а потом угостить им папу, бабушку, дедушку или любимую игрушку. Если ребенок сможет, то нужно подбросить и поймать мяч стопами. Дети постарше могут катать мяч в положении стоя, сначала одной ногой, потом другой. При этом следите, чтобы ребенок учился мышцами стопы удерживать мяч на одном месте, для этого на полу с помощью шнурка или ленточки нужно начертить круг, за пределы которого мяч не должен выкатываться. И еще одно замечание: необходимо следить, чтобы ребенок сильно не надавливал стопой на мяч, а очень мягко касался поверхности мяча.  

7. Цапля. Расскажите ребенку про цаплю, и как она любит стоять на одной ноге, можно показать цаплю на картинке. Предложите поиграть в «цаплю», пусть малыш подошвой одной ноги погладит голень другой ноги (снизу вверх), и наоборот.

8. Пингвин. Зажать мяч между ног и ходить по комнате, изображая пингвина. Более сложный вариант этого упражнения - зажать стопами теннисный или любой другой маленький твердый мяч и ходить на внешней стороне стоп.

9. Посадите малыша на краешек стула и он, не наклоняясь вперед, поочередно и медленно должен продвигать ноги под стул до полного подъема пятки.

10. Качели. Попеременно ребенок поднимается на пальцах и опускается на пятки. Можно усложнить упражнение. Передней частью стопы малыш должен опереться на брус или толстую книгу. Затем подняться на носочках (пауза 3-4 сек.) и поднять вверх руки как бы пытаясь дотянуться до солнышка или, как бы показывал Вам, какой большой он вырос, опустить пятки ниже уровня бруска (пауза 3-4 сек.).

11. Полезно выполнять полуприседания на пальцах и приседания на гимнастической палке, а также подскоки на пальцах.

12. Гусеница. Малыш сидит на полу, опираясь руками, ноги согнуты в коленках. Гусеница поползла вперед: малыш продвигает стопы вперед только с помощью пальцев; гусеница поползла назад: малыш передвигает стопы только с помощью пальцев в обратном направлении.

13. Утята или гусята. Сесть на пол, согнув ноги в коленках, руки поставить в упоре сзади и начать ходить на месте, не отрывая носков от пола. Затем начать ходить на корточках (можно на руки опираться или ходить без опоры), усложнить упражнение можно, начав ходить, поднимая внутренние своды и опираясь на наружные края стоп. Утка крякает – исходное положение то же (сесть на пол, согнув ноги в коленках, руки поставить в упоре сзади), отрывая пятки от пола, развести их в стороны («клюв открылся»), произнести «кря-кря». Утята учатся плавать – сесть на пол, руки в упоре сзади, носки натянуть, согнуть правую стопу вперед, затем разгибая правую стопу, согнуть левую стопу вперед.

14. Упражнения на гимнастической палке или обруче. Малыш сидит на полу, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп. Затем нужно начать раскатывать тесто: катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно. Не забудьте потом руками как бы слепить пирожки и положить их в печку. После этого нужно убрать скалку (гимнастическую палку): сгибая пальцы ног, обхватить ими палку и держать, по возможности можно палку поднять и перенести ее в сторону только при помощи ног.

15. Исходное положение то же: малыш сидит на полу, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп, затем нужно поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол.

16. Посадите ребенка на пол по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками нужно придерживать ее за верхний конец (если ребенок не может сам удержать палку, помогите ему). Пусть движениями стоп вперед-назад вращает палку вокруг вертикальной оси, как будто вы находитесь на необитаемом острове и малыш добывает огонь. Затем ребенок должен, стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.

17. Встать ногами на палку (обруч), лежащей на полу. Затем нужно походить по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу, то же, но ставить стопы вдоль палки (обруча). При этом следите, чтобы ребенок ставил ступни параллельно друг другу и не забывайте придерживать палку, чтобы она не крутилась. Начиная занятия, можно держать малыша за две или одну руку, совсем маленьких деток нужно придерживать за туловище. Когда же ребенок освоит такую ходьбу – можно постепенно сводить поддержку к минимуму, в идеале ребенок должен ходить самостоятельно. Разнообразить такие упражнения можно при помощи обруча – нужно чтобы обруч не лежал на полу, а поставить обруч и попросить ребенка ходить по нему перекатывая таким образом обруч.Примечание. Лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см, диаметром 2 см.

18. Лодочка. Лежа на животе одновременно поднять руки, голову, ноги и держать до 5-7 минут. Время нужно увеличивать постепенно, начиная с нескольких секунд.

19. Угол. Лежа на спине держать ноги под углом 45 гр. до 3 -5 минут. Как и в предыдущем упражнении время увеличивать постепенно.

20. Бабочка. Сидя на полу, вытянуть ноги прямо перед собой, колени прямые, соединить стопы. Затем придвинуть стопы как можно ближе к себе, согнув голени, обхватить стопы руками и начать раскачивать коленями вверх-вниз, изображая взмахи крылышками бабочки.

21. При исходном положении ноги врозь, носки «смотрят» внутрь, делайте попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край.

22. Лёжа на полу крутить стопами ног влево и вправо, с напряжением тянуть носки на себя, от себя (медленно, колени прямые). 

23. Развороты стоп выполняются сначала сидя на стуле, затем стоя. Стопы следует разворачивать перпендикулярно друг другу: сначала пятка к пятке, потом носок к носку. Затем можно выполнить максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.

24. Сидя на стуле, поставьте стопы на ширину плеч и поворачивайте параллельно одна другой вправо и влево; то же самое надо выполнять стоя, держась за спинку стула.                                            

25. Сидя на стуле, а затем на полу поднимитесь на ноги, опираясь на наружные края стоп. При подъеме с пола можно помогать себе руками.              

26. Стоя на носках, переминайтесь с ноги на ногу.

27. Сидя на стуле, как можно выше поднимайте поочередно то одну, то другую выпрямленную ногу. То же самое делайте обеими ногами вместе.

28. Крепко держа ребенка, поставьте его на большой мяч (так называемый медицинбол), не забывайте придерживать и мяч. Лучше всего прислонить мяч к дивану или креслу и придерживать его коленками с другой стороны. Дайте ребенку немного побалансировать на мяче. Более старших деток можно держать только за руки, малышей же нужно держать за тело. Потом пусть ребенок попробует сделать, не сходя с мяча, несколько приседаний, немного попрыгает, не отрывая ног от мяча и сгибая их только в коленка. Обязательно следите, чтобы ребенок ставил ступни параллельно друг другу. Очень полезно покататься на таком большом мяче на животе и на спине. При этом ребенок должен стараться поочередно отталкиваться от пола руками и ногами (ступни должны быть строго параллельны!!!). Придерживайте ребенка и мяч в целях безопасности!!!

С детства приучите вашего ребенка читать, писать и рисовать, поставив стопу на наружный край. Еще лучше совместить эту пассивную позу с активной гимнастикой: в то время, когда малыш сидит (рисует, клеит, лепит), пусть, он как бы сгребает подошвами в кучку воображаемый песок. Если окажетесь на пляже, пусть сгребает песок реальный. Поскольку трудно держать под рабочим столом вашего ребенка кучу песка, положите ему туда круглую скалку, мячик из твердой резины или специальный гимнастический валик - пусть катает эти предметы вдоль сводов стоп.

Кроме того, для профилактики и лечения плоскостопия очень полезны ежедневные теплые ванны (35-36 градусов) с морской солью. Если позволяют средства, можно разориться на ножные массажные ванны со специальными насадками. Но можно обойтись и галькой, положив ее на дно тазика.

Существуют также упражнения, не требующие специального оборудования, но лечебный эффект их огромен. Используйте для этого погожий летний день. Прежде всего, пусть ребенок ходит как можно больше босиком по земле, жесткой траве, гальке и песку (только поверхность не должна быть слишком  горячей!!!). Во-вторых, не бойтесь, если после теплого дождика ребенок немного помесит грязь и побегает по лужам.  

И еще раз повторимся. Не обязательно выполнять все упражнения на одном занятии! Начинать можно с пяти-шести упражнений, а через 10 -15 дней постепенно добавлять по одному упражнению, чередовать одни упражнения с другими. Выполняйте упражнения сериями: что-то сделали утром, что-то после дневного сна, что-то после или во время прогулки. В любом случае даже взрослому человеку тяжело будет выполнить все предложенные мной упражнения за одно занятие. А ребенок может концентрировать свое внимание на одном виде действий 15-20 минут. К тому же какие-то из упражнений не под силу выполнить малышам 1-2 лет, подберите индивидуальный комплекс занятий с учетом возможностей своего малыша. Если какое-то упражнение у ребенка не получается или оно ему не интересно, не заставляйте его выполнять. Эффект от занятий будет только тогда, когда ребенок выполняет упражнения с желанием.

И помните, что лечение плоскостопия не ограничивается сроками, оно требует упорства и терпения!  

 
« Пред.

Последние поступления

Ботинки
Ботинки
6 950 руб.
Купить

Ботинки ORSETTO
Ботинки ORSETTO
6 800 руб.
Купить

Ботинки ORSETTO
Ботинки ORSETTO
6 800 руб.
Купить

Ботинки ORSETTO
Ботинки ORSETTO
6 800 руб.
Купить

Туфли Sursil - Ortho
Туфли Sursil - Ortho
3 790 руб.
Купить

Сандалии ORSETTO
Сандалии ORSETTO
4 200 руб.
Купить

Сандалии ORSETTO
Сандалии ORSETTO
4 500 руб.
Купить

Сандалии ORSETTO
Сандалии ORSETTO
4 700 руб.
Купить

Сандалии ORSETTO
Сандалии ORSETTO
4 700 руб.
Купить

Сандалии "2 липучки"
Сандалии
2 450 руб.
Купить

Сандалии "2 липучки"
Сандалии
2 800 руб.
Купить

Сандалии "2 липучки"
Сандалии
2 800 руб.
Купить

Сандалии "2 липучки"
Сандалии
3 600 руб.
Купить

Сандалии "2 липучки"
Сандалии
3 600 руб.
Купить

Страница сгенерирована за 0.079079 секунд